Электровагоны типов Еж и Еж1
История проектирования и основные характеристики
Создание проекта вагона Ж
После прекращения выпуска вагонов типа Е Мытищинский машиностроительный завод строил по заказу Будапештского метрополитена вагоны типа Ев, имевшие кузова и электрические цепи подзаряда аккумуляторных батарей, как у вагонов Ем. Вернувшись к постройке новых вагонов для отечественных метрополитенов, в 1969 году завод начал проектирование нового типа вагона, который получил проектное обозначение Ж. На этапе проектирования рабочее наименование модификации Ж было изменено на Еж по этическим причинам. Впоследствии этому проекту был присвоен индекс 81-707.При создании вагона Еж использовались уже наработанные конструктивные решения, которые применялись как при проектировании вагонов типа Ев для Будапештского метрополитена, так и вагонов типа Е. В сущности, вагон Еж представлял собой усовершенствованную модель вагона Е в новом кузове, но с прежними техническими характеристиками. По этой причине изготовление опытных вагонов серии Еж проектом не предусматривалось. Наличие технологий производства на Мытищинском заводе позволило за короткий промежуток времени перейти к изготовлению серийных вагонов Еж.
Проекты вагонов Еж по техническим условиям 1970 года
Технические условия (ТУ) 1970 года предусматривали шесть модификаций вагонов типа Еж: головной (тип Еж, заводское обозначение — 81-707), промежуточный с кабиной управления (тип Еж1, заводское обозначение — 81-708), промежуточный без кабины управления (тип Еж2), а также три проекта вагонов с импульсным регулированием возбуждения тяговых электродвигателей (проекты Еж3, Еж4, Еж5).На вагонах Еж1 предусматривалась облегчённая экипировка кабин машиниста, без части необходимого для управления поездом оборудования (в частности, без кресла машиниста, защитных козырьков и т.д.) — предполагалось, что вагоны будут использоваться в составах только в качестве промежуточных. Однако, в случае нехватки головных вагонов их можно было бы в короткий срок дооснастить и переоборудовать под головные.
Модификация Еж2 стала первым в СССР проектом промежуточного вагона без кабины управления. На месте кабины предполагалось установить дополнительные пассажирские сидения, увеличив тем самым вместимость салона. Необходимые для манёвров элементы управления по проекту располагались в специальных шкафах в торцах вагона (впоследствии в такой компоновке будут выпускаться вагоны 81-714). Несмотря на преимущества проекта Еж2 по сравнению с проектом Еж1, от выпуска вагонов Еж2 отказались, и в 1972 году работы по этому проекту были прекращены (в новых ТУ 1972 года проекта Еж2 уже не было). Поскольку проект Еж2 так и не был воплощён в жизнь, заводского обозначения ему впоследствии присвоено не было.
Выпуск вагонов типа Еж и Еж1
В 1970 году начался выпуск вагонов по проекту Еж (первый вагон — №5101). Первая партия вагонов Еж поступила в эксплуатацию в депо «Ждановское» (ныне «Выхино») Московского метрополитена. Вагоны 1970 года выпуска поступали также в московские депо «Северное» и «Калужское». Метрополитены Киева и Тбилиси получили свои первые вагоны Еж, как и Московское метро, в 1970 году, а Бакинский метрополитен — в 1972 году.К середине 1971 года было выпущено 170 вагонов типа Еж (№№5101-5270). После этого было принято решение начать выпуск вагонов по проекту Еж1. В 1971-1973 годах вагоны типа Еж1 выпускались вместе с Еж, имея общую нумерацию (№№5300-5560).
В 1973 году выпуск вагонов типов Еж и Еж1 завершился, и Мытищинский завод перешел на выпуск вагонов Еж3 с импульсным регулированием возбуждения тяговых электродвигателей.
Выпуск вагонов типа Еж и Еж1 по годам:
Год выпуска | Количество собранных электровагонов типа Еж и Еж1 | Номера вагонов |
---|---|---|
1970 | 114 | 5101-5214 |
1971 | 145 | 5215-5359 |
1972 | 104 | 5360-5463 |
1973 | 97 | 5464-5560 |
Итого | 460 |
Описание вагонов и технические характеристики
При проектировании вагонов типа Еж были учтены недостатки вагонов Е. Во-первых, была усилена тележка. Тележки вагонов Еж были выполнены с штампованно-сварными кронштейнами крепления металлических поводков букс (вместо литых сварных, как у всех вагонов Е, кроме №№4822-4824). Во-вторых, расположение всех пассажирских дверей было смещено в сторону кабины машиниста. Это привело к тому, что вместо одноместных сидений между первой дверью и кабиной машиниста и полутораместных в хвостовой части вагона, в вагонах типа Еж были установлены трёхместные сидения в хвостовой части вагона. Для обшивки пассажирского салона и кабины стал использоваться слоистый пластик (вагоны Е имели линкрустовую отделку). По проекту, грузоподъёмность вагона увеличивалась с 18 до 21 тонн за счёт усиления системы подвешивания. На вагонах Еж и Еж1 устанавливались воздухораспределители 337-004 и тормозные цилиндры диаметром 5". По сравнению с вагонами Е применены аккумуляторные батареи НКН-80 большей ёмкости.Небольшие изменения на вагонах Еж по сравнению с вагонами Е претерпела электрическая схема управления тяговыми двигателями, что привело к замене контроллеров машиниста КВ-40А на КВ-40А-2, а также ящиков с линейными контакторами. В остальном конструкция вагона Еж повторяет конструкцию более раннего проекта (вагона типа Е).
Некоторые характеристики вагонов типа Еж и Еж1:
Годы выпуска | 1970-1973 |
Годы эксплуатации | 1970-н.в. |
Тара вагона, т | 31,7 (?) |
Длина по автосцепкам, мм | 19210 |
Длина кузова, мм | 18810 |
Ширина, мм | 2712 |
Высота, мм | 3695 |
База вагона, мм | 12600 |
База тележки, мм | 2100 |
Расстояние между токоприёмниками, мм | 12600 |
Высота от уровня головки рельса в порожнем состоянии, мм | 3650 |
Уровень пола от уровня головки рельса в порожнем состоянии, мм | 1200 |
Уровень центра автосцепок от уровня головки рельса в порожнем состоянии, мм | 829 |
Общий статический прогиб рессорного подвешивания под тарой вагона, мм | 80,2 (№№5101-5546) или 76,7 (№№5547-5560) |
Ширина дверного проёма, мм | 1380 |
Ширина раствора дверей, мм | 1280 |
Длина кабины управления, мм | 1250 |
Диаметр колёс, мм | 780 |
Конструкционная скорость, км/ч | 90 |
Ускорение, м/с2 | 1,2 |
Замедление, м/с2 | 1,1 |
Типы тормоза | электродинамический, пневматический, вентили замещения |
Мощность тяговых двигателей, кВт | 4х68 |
Вместимость вагона при плотности 8 чел/м2, чел. | 260/265 |
Мест для сидения, шт. | 42 |
Установленный срок службы, лет | 35 |
В начале 1973 года завод «Динамо» изготовил 12 тяговых электродвигателей ДК-108Г-3, четыре из которых были установлены на вагоне №5512, а два — на вагоне №5513. На вагонах с №5547 были установлены усиленные пружины центрального подвешивания. При этом статический прогиб под тарой вагона уменьшился с 80,2 до 76,7 мм.
В период 1971-75 годов в депо «Калужское» Московского метрополитена головные вагоны типа Еж оборудовались системой автоматического управления САММ (система автоматизированная МИИТ — метро), позволявшей осуществлять управление поездами с центрального пункта; торможение при этой системе происходило под контролем пассивных датчиков, располагавшихся на пути, и работавших от взаимодействия с подвижным составом. На переоборудованных вагонах были несколько изменены пульты управления, дополнительно установлены радиостанции ЖР-3М и шкафы для аппаратуры автоведения.
История поставок на метрополитены СССР
Динамика поставок вагонов типа Еж и Еж1 на метрополитены СССР:Год выпуска | Город поставки | Депо поставки | Количество вагонов | Номера вагонов |
---|---|---|---|---|
1970 | Москва | неизвестно | 73 | 5101-5108, 5125-5131, 5138-5143, 5151-5157, 5167-5174, 5176-5210, 5215-5216 |
Киев | Дарница | 30 | 5109-5124, 5158-5166, 5175, 5211-5214 | |
Тбилиси | Надзаладеви | предположительно, 13 | 5132-5136, 5145-5146, 5150 (а также, предположительно, 5137, 5144, 5147-5149) | |
1971 | Москва | неизвестно | предположительно, 98 | 5217-5221, 5223-5233, 5235-5262, 5267-5270, 5300-5328, 5336-5354 (а также, предположительно, 5222, 5234) |
Киев | Дарница | 38 | 5274-5299, 5329-5335, 5355-5359 | |
Тбилиси | Надзаладеви | предположительно, 7 | 5264-5266, 5271-5272 (а также, предположительно, 5263, 5273) | |
1972 | Москва | неизвестно | предположительно, 55 | 5360-5366, 5371, 5375, 5383-5384, 5387-5389, 5402-5406, 5423-5442, 5462-5463 (а также, предположительно, 5376-5382, 5385-5386, 5392-5396) |
Киев | Дарница | 31 | 5367-5370, 5372-5374, 5407-5416, 5444-5457 | |
Баку | Бакмил | 17 | 5390, 5397-5401, 5458, 5461 (а также, предположительно, 5391, 5417-5422, 5459-5460) | |
1973 | Москва | неизвестно | предположительно, 87 | 5464-5502, 5504-5531, 5542-5560 (а также, предположительно, 5503) |
Киев | Дарница | 10 | 5532-5541 | |
Итого | 459 |
Один вагон Еж (№5443) с завода был отправлен в Прагу для участия в выставке в качестве экспоната. Позже он был передан в депо «Качеров» Пражского метрополитена, однако с пассажирами никогда не эксплуатировался. В 1996 году вагон №5443 был списан.
На Московском метрополитене вагоны типов Еж и Еж1 эксплуатировались на Кировско-Фрунзенской (сейчас — Сокольническая), Горьковско-Замоскворецкой (сейчас — Замоскворецкая), Арбатско-Покровской, Филёвской, Калужско-Рижской, Ждановской и Краснопресненской, а после объединения последних — на Ждановско-Краснопресненской (сейчас — Таганско-Краснопресненская) линиях.
В середине 1970-х годов все вагоны типов Еж и Еж1 на Ждановско-Краснопресненской линии были заменены на Еж3 и переданы на другие линии для замены старых вагонов типов А, Б и Г.
В период 1984-1988 годов вагоны типа Еж и Еж1 были заменены вагонами типов 81-717/714 на Горьковско-Замоскворецкой линии, а в 1989-1994 годах — на Калужско-Рижской линии. Вагоны типа Еж и Еж1, в свою очередь, заменяли на Арбатско-Покровской и Филёвской линиях вагоны типа Д.
По состоянию на апрель 2007 года вагоны Еж и Еж1 эксплуатируются на трёх линиях Московского метро: Сокольнической (1 состав), Арбатско-Покровской и Филёвской. Последний состав с Сокольнической линии в скором времени будет передан на Арбатско-Покровскую линию (в депо «Измайлово»).
В 2007 году в Москве начался процесс постепенного изъятия из инвентаря вагонов типов Ем-508 и Ем-509; в ближайшем будущем начнется массовое списание вагонов типов Еж и Еж1. Они будут заменены новыми вагонами «Русич» на Арбатско-Покровской и Филёвской линиях Московского метро.
В пассажирском парке Киевского метрополитена по состоянию на 2006 год числится 107 вагонов типов Еж и Еж1. Один вагон Еж (№5214) переоборудован в лабораторию службы СЦБ.
В Закавказских метрополитенах в 1990-х годах происходило массовое исключение вагонов Еж из инвентарного парка. По состоянию на 2006 год в Тбилисском метрополитене осталось 11 вагонов типа Еж из 20-ти поставленных производителем. На Бакинском метрополитене все 17 вагонов Еж были списаны к концу 1990-х годов.
Передачи вагонов между городами СССР
На сегодняшний день достоверной информации о передачах вагонов Еж и Еж1 между метрополитенами СССР не найдено. Между тем известно, что такие передачи проходили. Вагоны передавались по крайней мере из Баку в Москву (вероятно, для проведения капитального ремонта на Мытищинском заводе и ЗРЭПСе) и обратно.Не вполне ясно, почему из Баку в Москву приходили одни вагоны, а назад отправлялись другие. Возможно, одна партия вагонов серий Еж и Ем была направлена на ремонт в Москву, а взамен несколько вагонов, снятых с Московского метрополитена, отправили в Азербайджан, не дожидаясь окончания ремонта. Бывшие бакинские вагоны после проведения ремонта остались в Москве.
Установлено, что Бакинский метрополитен частично не смог отплатить ремонт своих вагонов, осуществлявшийся на московском ЗРЭПСе (площадка «Выхино»). По этой причине по крайней мере два бакинских вагона так и остались на заводе (№5460 и №3962). Кузова этих вагонов до сих пор находятся на территории ЗРЭПСа.
Не исключено, что помимо бакинских вагонов в Москву для ремонта передавались также вагоны Еж с Тбилисского метрополитена.
По-видимому, один вагон типа Еж или Еж1 был передан на Киевский метрополитен с другого советского метрополитена, поскольку с завода в Киев было отправлено 109 вагонов Еж и Еж1, а в настоящее время там находится 110 вагонов (включая 2 списанных вагона). Скорее всего, этим вагоном является №5391 (как предполагается, поступивший с завода на Бакинский метрополитен). Возможно также, что этот вагон был сначала отправлен из Баку в Москву, а затем передан в Киев.
Вагоны, судьба которых неизвестна
До настоящего времени не установлено, в какие города СССР поступили 34 вагона типов Еж и Еж1 (в Москву, Баку или Тбилиси).Список вагонов Еж и Еж1, история поставок которых доподлинно не известна:
Номера вагонов | Количество вагонов | Город поставки | Суть проблемы |
---|---|---|---|
5137, 5144, 5147-5149, 5263, 5273 | 7 | Москва или Тбилиси | Неизвестен город поставки: Москва или Тбилиси. |
5222, 5234, 5364, 5391, 5503 | 5 | неизвестен | Неизвестен город поставки. |
5376-5382, 5385-5386, 5392-5396, 5417-5422, 5459-5460 | 22 | Москва или Баку | Неизвестен город поставки: Москва или Баку. |
Список предполагаемых передач вагонов типов Еж и Еж1 между метрополитенами СССР:
Передача | Суть проблемы | Гипотезы |
---|---|---|
Москва — Баку | неизвестно количество вагонов и дата передачи | Предположительно, переданы №№5376, 5379, 5385, 5386. |
Баку — Москва | неизвестно количество вагонов и дата передачи | Предположительно, переданы №№5417, 5419-5422, 5459-5460. |
Баку — Киев | неизвестно количество вагонов и дата передачи | Передано не более 1 вагона. Предположительно, передан №5391. |
Тбилиси — Москва | неизвестно количество вагонов и дата передачи | Предположительно, передан №5148. |
Немає коментарів:
Дописати коментар