Контактно-аккумуляторные электровозы типа Л

Электровоз Л №0089. Фото из архива Юрия Зайцева.
В начале 1970-х годов Мытищинский машиностроительных завод начал
разработку специализированного подвижного состава для подземных линий
метро стратегического назначения в Москве и пригородах. Официальное
название этой транспортной системы — Д6, однако наибольшую известность
она получила в 1990-х годах под именем «Метро-2». Более подробно о ней
вы можете узнать на сайте Владимира Свириденкова
«Московское метро».
В связи с отсутствием контактного рельса в системе Д6 для работы на
линиях метро стратегического назначения решено было использовать
составы из обычных вагонов метро, ведомых контактно-аккумуляторным
электровозом. Проектирование электровозов велось под руководством
главного конструктора завода А.Г. Акимова. За основу были взяты вагоны
Еж3 (заводское обозначение 81-710). Электровозам было присвоена литера Л
и заводское обозначение 81-711. В отличии от обычных вагонов у Л
имеются две кабины, вместо окон и дверей салона — гофрированные стены.
Крыша над вагоном также отсутствует, есть лишь небольшое арочное
перекрытие в середине вагона.

Электровоз Л №0089. Фото из архива Юрия Зайцева.
В 1974 году было выпущено 3 электровоза Л под номерами 5686, 5710 и
5712. Их нумерация была общей с серийно производившимися в то время
вагонами Еж3, которые и дополняли состав с Л, образуя спецпоезда.
Обычная схема состава: Еж3-Л-Еж3. Иногда составы формировали в виде
Еж3-Л-Л-Еж3.

Электровоз Л №5710. Фото из архива Юрия Зайцева.
Окраска Л выпуска 1974 года такая же, как и у Еж3 — верхняя часть зеленая, нижняя — синяя.

Электровоз Л №5710. Фото из архива Юрия Зайцева.
Вопреки распространённому мнению, скорость сообщения в Д6 очень
мала: на аккумуляторном ходу составы не могут развивать скорости выше 15
км/ч. При движении по линиям обычного метро скорость передвижения
составов может быть выше, но тогда электровоз Л уже является не ведущим,
а ведомым — управляют составом вагоны Еж3.

Электровоз Л №5712. Фото из архива Юрия Зайцева.

Электровоз Л №5712. Фото из архива Юрия Зайцева.
В 1986 году для обслуживания новых участков системы Д6 была
выпущена новая партия электровозов, также из трёх штук. Внешне они
отличаются от Л первой партии: вместо двух небольших групп гофров на
бортах кузова — сплошная «зебра» примерно на две трети высоты кузова, а
по бокам кабин выше центральной декоративной полосы стало три гофра
вместо двух. Новые электровозы от первой партии отличались также
окраской — она была светло-синяя. Между отправкой с завода и прибытием в
Д6 вагоны пробыли некоторое время в депо «Сокол», где занимались их
окончательной наладкой.

Контактно-аккумуляторный электровоз Л №0088 (справа) и вагон Еж6 №0090. Фото из архива Юрия Зайцева.
Электровозы Л выпуска 1986 года получили номера 0087-0089. Их
нумерация была общей уже с вагонами типа 81-717. В комплекте с новыми
электровозами было выпущено 4 вагона типа Еж6. Примерно в это же время
(в конце 1980-х годов) 4 вагона типа Еж3 №№5581-5584 были переданы из Д6
в Московский метрополитен для работы на Ждановско-Краснопресненской
(ныне — Таганско-Краснопресненской) линии, а электровоз Л №5686 был
списан и отправлен в депо «Планерное», где он и находится по сей день.
Из вагонов 1974 года выпуска в системе Д6 остались работать вагоны Еж3
№5580 и №5590 — одни из первых серийных Еж3, и два электровоза Л №5710 и
№5712.

Контактно-аккумуляторный электровоз Л №0088 (справа) и вагон Еж6 №0090. Фото из архива Юрия Зайцева.

Контактно-аккумуляторный электровоз Л №0088. Фото из архива Юрия Зайцева.

Контактно-аккумуляторный электровоз Л №0088. Фото из архива Юрия Зайцева.
Периодически электровозы Л с вагонами Еж3 или Еж6 по соединительной
ветви проходят в систему обычного метро для прохождения текущего и
капитального ремонта, а также для подзарядки аккумуляторов. Основная
ремонтная база находится в депо «Планерное», более серьёзный ремонт
вагоны проходят приблизительно один раз в 13-16 лет на московском ЗРЭПСе
или на ММЗ, причем на ЗРЭПС спецвагоны приходят только по одному. Так, в
июле 1990 года на выхинской площадке ЗРЭПСа проходил свой первый и пока
что единственный капремонт электровоз Л №5712. Вагоны Л №№0088-0089 и
Еж6 №№0090-0091 проходили капитальный ремонт в Мытищах летом 1999 года,
причем электровоз №0088 при ремонте был переоборудован под дизельный.
Электровоз Л №5686 и, по всей видимости, вагоны Еж3, списанные из Д6 в
конце 1980-х годов, капитального ремонта в годы их работы в Д6 не
проходили вообще.

Внутренний вид контактно-аккумуляторного электровоза Л №0088. Фото из архива Юрия Зайцева.
Большое спасибо Юрию Зайцеву за помощь в подготовке материала.
Немає коментарів:
Дописати коментар